Федеральная, региональная и местная налоговая пошлина – это основной налоговый сбор, действующий на огромной территории России. Именно от уровня законодательных властей, установивших правила по применению фискальных обязательств, и будет зависеть классификация принятых законов. Предлагаем поговорить о том, какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в 2021 году.
Трёхуровневая налоговая «территория»
Все существующие пошлины разделяются на три категории (ст. 12 НК РФ):
- Федеральный уровень.
- Региональный уровень.
- Местный уровень.
Для большей ясности и понимания предмета разговора, охарактеризуем отдельно каждую из перечисленных категорий.
Федеральный налог
Федеральные пошлины, установленные действующим НК РФ, являются строго необходимыми к выплате по всей стране.
Региональный налог
Региональными являются пошлины, которые установлены НК РФ и необходимы к выплате лишь в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации.
В процессе принятия региональных пошлин всегда утверждается следующие элементы налогообложения:
- проценты по налоговым пошлинам;
- система и время выплат налоговой пошлины;
- отчётная форма по каждой отдельной региональной пошлине.
Все прочие фрагменты по налогообложению устанавливаются действующим законодательством. При их утверждении законодательной (представительной) властью в субъектах РФ, как правило, предусматриваются и различные послабления с основаниями для их использования.
Местный налог
Местными являются пошлины, которые установлены действующим Кодексом и законными актами муниципальных органов власти. Они необходимы к погашению на конкретных муниципальных территориях.
Налоги и сборы местного толка обычно начинают и прекращают действовать на территории каждого муниципалитета, причём в строгом соответствии с действующим НК РФ, а также всеми нормативными актами, принятыми органами муниципалитетов.
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ | Налоговый уровень | Налоговый перечень |
1. | Федеральные налоги | налог на добавленную стоимость; |
2. | Региональные налоги | имущественная пошлина организаций; |
3. | Местные налоги | земельная пошлина; |
Налоги: методика взимания
Пошлины, в отношении способов их взимания, разумно разделить на две категории:
- Налог прямой направленности (прямой).
- Налог косвенной направленности (косвенный).
Прямые налоги установлены конкретно в отношении доходной части имущества налогоплательщика: использование и обладание данным имуществом является причиной для удержания налоговой пошлины.
Прямыми налогами считают: НДФЛ, пошлину на прибыль компаний, имущественный налог в отношении юридических и физических лиц. Налогами прямой направленности являются:
- Налоги реального свойства – они берутся с величины имущественной стоимости: это имущественная пошлина в отношении юридических и физических лиц.
- Пошлины личного свойства – они берутся с доходной суммы заработка: налог на прибыль компаний.
Косвенные налоги часто называют пошлиной на потребление. Они включены в стоимость товаров в форме надбавки и выплачиваются покупателями.
Субъектами косвенного налогообложения являются продавцы товаров (работ и услуг), а носителями и фактическими плательщиками такого налога являются потребители.
Косвенные налоги включают в себя: налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины таможенные и т.д. К косвенным налогам относят:
- Налоги универсального свойства – они взимаются со всех товаров (работ и услуг): это НДС.
- Налоги индивидуального свойства – они взимаются с чётко ограниченного круга товаров (работ и услуг): это акцизы.
Говоря о косвенных налогах, нельзя не отметить, что именно данные налоги являются наиболее лёгкими для государства, если рассуждать с точки зрения их взимания.
Они представляются крайне привлекательными для государственной «машины» ещё и по причине того, что поступают в казну прямым путём и не имеют привязки к хозяйственной деятельности субъекта налогообложения. При этом отличная эффективность сбора может быть достигнута и в условиях упадка производственных мощностей, и даже убыточной деятельности всей компании.
Всё это работает комплексно, и именно этим способно создать надёжность поступления налогового потока в государственную казну.
Налоги и их назначение
В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:
- Общий налог.
- Целевой налог.
Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.
Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.
Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.
Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:
- это налоги на транспорт;
- это налоги на воспроизведение сырьевой базы.
Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.
Налоги и ставки
В отношении установленных ставок, налоговые сборы могут быть двух видов:
- Твёрдые налоги.
- Процентные налоги (пропорциональный налог, прогрессивный и регрессивный).
Налоги и бухгалтерский учёт
В отношении финансовой целесообразности и способа отражения в учётных бумагах у бухгалтера все налоги разумно поделить на следующие категории:
- Налоговые пошлины, включённые в ценник товаров при продаже.
- Налоговые сборы, относящиеся к издержкам и затратам производственного процесса.
- Налоги, которые относятся к финансовым результатам.
- Налоговые сборы, которые погашаются чистой прибылью, которая остаётся в пользовании у налогоплательщика.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Налог и уровень бюджета
В отношении принадлежности к бюджетному уровню все налоговые пошлины разделяются следующим образом:
- Закреплённый налог – данный налог целенаправленно и полностью должен поступить в конкретную бюджетную «корзину», либо в фонд внебюджетного значения. В этой категории принято легко выделить пошлины, которые вливаются в бюджетные «корзины» разных уровней: федерального, регионального и местного.
- Регулируемый налог – данный налог поступает одновременным образом в бюджеты самых разных уровней, но в таком пропорциональном соотношении, которое определено законом.
Налог и его классификация в отношении субъекта налогообложения
Вашему вниманию предлагается классификационная таблица, отражающая соотношение налоговой пошлины и субъектов налогообложения:
№/№ | Субъект налогообложения | Налог |
1. | Налоговые сборы, предназначенные для уплаты юридическим лицом | налог на доход; |
2. | Налоговые пошлины, предназначенные для уплаты физическим лицом (гражданином) | налог на доход гражданина; |
3. | Смешанные налоговые сборы | НДС; |
Специальный налоговый режим
Приводим перечень специальных налоговых режимов, регулируемых Налоговым Кодексом РФ:
- система налоговых пошлин, имеющих вид единого налога на вменённый доход в отношении конкретной деятельности;
- УСН (упрощёнка);
- система налоговых пошлин в отношении производителей сельхоз товаров;
- система налоговых сборов в отношении выполнения соглашений, относительно раздела продукции.
Налог и объекты налогообложения
В отношении объектов налогообложения все налоговые пошлины можно разделить на четыре вида:
- Налоги, которые взимаются с дохода (ЕНВД).
- Пошлины, которые взимаются с прибыли (налог на прибыль).
- Пошлины, которые взимаются с имущественной собственности (имущественный налог).
- Пошлины, которые взимаются с различных действий и операций (НДС).
Резюме
Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.
Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.
В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.
Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.
Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.