Заявление о принятии наследства – первый этап оформления имущества умершего гражданина. При его составлении возможные преемники заявляют о своих правах и намерениях принять в наследство собственность и имеющиеся обязательства покойного.
Этот документ служит основанием для открытия дела о наследстве. Вместе с прочей документацией заявление передают в нотариальную контору.
Как правильно составить заявление?
Образец такого документа можно скачать у нас на сайте или ознакомиться с ним у нотариуса.
В тексте заявления необходимо указать:
- населенный пункт и данные нотариуса, сведения о нотариальной конторе;
- личную информацию с данными паспорта и адрес, по которому зарегистрирован заявитель;
- полные сведения о наследодателе, адрес его проживания и дату смерти;
- прописать основания для предъявления прав на наследство – родственные связи, фактическое принятие имущества или наличие завещания;
- перечень имущества, входящего в состав наследства. В заявлении указывают только те объекты имущества, которые предназначены данному наследнику;
- цель обращения – принятие имущества, выдача свидетельства о вступлении в наследство, либо оба обстоятельства;
- дату составления документа и личную подпись заявителя.
Нотариус обычно выдает бланк подобного заявления. Его необходимо внимательно заполнить, указав всю перечисленную выше информацию. Существуют некоторые требования к оформлению документа:
- личные данные, названия улиц и прочие сведения должны быть написаны в соответствии с нормами русского языка и без сокращений;
- не допускается наличие исправлений, помарок;
- бланк должен быть заполнен шариковой ручкой, чернилами одного цвета;
- перечень наследуемого имущества указывается в виде четкого списка;
- в отдельных ситуациях потребуется нотариально заверить подпись заявителя.
Место подачи заявления отличается в зависимости от варианта наследования. Обязательно необходимо убедиться в наличии или отсутствии завещания. Это можно сделать, обратившись в любую нотариальную контору города.
Если подтвержден факт наличия завещания, то оформлять заявление необходимо у того нотариуса, который его зарегистрировал. Если наследование происходит не по завещанию, то обратиться нужно в контору по месту расположения собственности или месту проживания.
Как подать заявление?
Существует несколько вариантов подачи заявления о принятии наследного имущества:
- оформление документа непосредственно наследником в присутствии нотариуса, который будет заниматься наследным делом;
- составление заявления доверенным лицом. Необходима официально оформленная доверенность и удостоверение личности гражданина, представляющего интересы наследника;
- отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. К письму прилагается перечень наследуемого имущества, а подпись заявителя заверяется юристом. Этот способ удобен наследникам, проживающим в другом городе.
На основании требований ст. 185, 1125, 1153 Гражданского Кодекса РФ заверить подпись предполагаемого наследника вправе сотрудники консульств, органов соцзащиты населения, органов местной власти, командиры воинских частей или нотариусы.
Документ составляется в письменном либо напечатанном виде, и передается нотариусу в срок 6 месяцев со дня кончины наследодателя.
Свидетельство о вступлении в права наследования можно получить позднее.
Наличие завещания фактически устраняет притязания иных наследников на имущество.
Исключением станут граждане, имеющие право на обязательную наследную долю – дети до 18 лет, граждане, находившиеся на иждивении покойного или его нетрудоспособные родители.
Если завещание составлено не было, происходит наследование имущества по закону. Преимуществом обладают близкие родственники умершего.
Порядок вступления в наследство в обоих случаях идентичен.
Претенденты оформляют соответствующее заявление у нотариуса, оплачивают обязательный пошлинный сбор, проводят независимую оценку собственности наследодателя, собирают необходимые документы.
Если у нотариуса нет претензий к представленной документации, то через полгода после смерти гражданина, наследник получает свидетельство о наследстве. Далее ему необходимо официально оформить право собственности на свое имя.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Какие понадобятся документы?
При подаче подобного заявления необходимо иметь с собой:
- удостоверение личности заявителя;
- документ о смерти собственника имущества;
- бумаги, доказывающее наличие родственных связей с покойным. При наличии завещания такие документы не требуются;
- копия домовой книги;
- справка с последнего места проживания умершего вместе со списком лиц, проживающими с ним по одному адресу.
По закону принять наследуемое имущество можно только в полном объеме, частичное наследование не предусмотрено. Получить документ о вступлении в наследство можно у нотариуса, который принимал заявление о принятии наследного имущества.
Время на вступление в наследство
На подачу заявления отводится срок в 6 месяцев с момента кончины наследодателя или с момента вступления судебного постановления в силу. Последний вариант действителен, если факт смерти владельца имущества устанавливался судом. В некоторых ситуациях срок подачи заявления может меняться:
- родственники второй очереди смогут заявить о своих правах, если за полгода не нашлось наследников первой очереди. Им выделяют тот же срок для реализации своих прав;
- если кто-то из претендентов отказался от собственности, то другие могут оформить заявления в течение 6 месяцев с момента отказа;
- при наследовании по трансмиссии.
Пропущенный срок можно восстановить только в суде. Исключением станет согласие всех наследников на включение в их число еще одного лица.
Любая услуга нотариуса подразумевает оплату госпошлины. Основные расходы предусмотрены при получении свидетельства о наследовании имущества, но и за оформление заявления придется заплатить.
Размер пошлины при оформлении наследства рассчитывается в зависимости от стоимости имущества, указанной в оценочном отчете.