Территория Российской Федерации разделена на множество категорий. Классификация устанавливается по различным признакам, но наиболее актуальный из них – это предназначение участка, в соответствии с которым определяются ограничения и допущения по эксплуатации.
Отдельно рассмотрим использование земель запаса, ведь на подобных наделах далеко не всегда можно выполнять работы или осуществлять какую-либо значимую деятельность.
Понятие и категории
Земли запаса – это территории, которые принадлежат по праву распоряжения государственным или муниципальным структурам. По принятым нормам недопустима передача данной категории участков нанимателям или в собственность ввиду отсутствия у земли предназначения до момента, пока не будет определена категория конкретного надела.
Однако ст. 45 ЗК РФ допускается возможность проведения отдельных работ на таких территориях:
- землеустроительные;
- для пополнения кадастрового реестра;
- в целях уточнения геодезических показателей;
- иные действия, цель которых заключается в получении исчерпывающих сведений о местности.
Формирование категории земель запаса обеспечивается за счет площадей, которые временно выведены из оборота, а именно:
- участки, предназначенные для сельскохозяйственных работ, чья эксплуатация невозможна из-за критически низкой плодородности или попросту из-за отсутствия необходимости в ней;
- из категории наделов лесного фонда, использование которых не представляется реализуемым при данных обстоятельствах, а также в случае выделения наделов для строительных работ по возведению крупных промышленных объектов;
- территории с водоемами естественного предназначения, в связи с чем их невозможно эксплуатировать.
Земли запаса могут быть подразделены на три подкатегории:
- федеральные – если в установленных пределах расположены объекты государственного значения;
- региональные – если они располагаются в границах муниципальных структур;
- муниципальные – иные участки.
Несмотря на запрет, в отдельных случаях эксплуатация данной категории земель все же допускается при наличии острой необходимости и соответствия конкретным требованиям.
Особенности
В качестве наиболее важных нюансов можно выделить следующее:
- несмотря на фактическое отсутствие владельцев, земли зарегистрированы и имеют кадастровый номер, а также иные обязательные документы;
- нет нужды в согласовании границ участка. Тогда как для других земельных категорий данное правило считается необходимым к соблюдению;
- нормы градостроительного регламента не затрагивают земли запаса в связи с отсутствием точных данных о дальнейшем назначении территорий.
В большинстве случаев такие участки располагаются за пределами населенных пунктов.
Когда можно использовать
С учетом того факта, что земли запаса включены в специальную группу объектов недвижимости, для их полноценного использования необходимо обеспечить соответствие определенным принципам, которые ограничивают или допускают эксплуатацию такой разновидности ресурсов.
К примеру, закон предусматривает возможность выполнения работ без перевода участка в другую категорию, если:
- участок не является составляющей территории закрытого типа. При этом ресурсы, которые на нем располагаются, могут быть использованы людьми для удовлетворения личных нужд, будь то сбор ягод, грибов или занятие ловлей рыбы;
- подразумевается эксплуатация для охотничьих мероприятий или прогона домашнего скота, но при этом остановка животных не может быть проведена;
- планируется заготовка валежника без вырубки в целях отопления индивидуального жилища без коммерческой выгоды.
Во всех остальных случаях для получения возможности использования земель запаса требуется перевести их в другую категорию.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Нюансы перевода в другую категорию
Для реализации процедуры нужно потратить немало времени и сил, но по ее результатам от федеральных или муниципальных уполномоченных ведомств предоставляется разрешение на эксплуатацию.
Однако некоторые ограничения все равно остаются. Так, после перевода допустимо использование территорий исключительно по утвержденному предназначению.
Данный процесс может быть инициирован в отдельных случаях, определенных законодательством:
- необходимость в формировании объектов со специальным режимом эксплуатации и охраны: природные парки или заповедные зоны;
- необходимость в изменении региональных или муниципальных границ;
- потребность в проведении консервации земель по причине их износа: актуально при критически низкой плодородности сельскохозяйственных угодий;
- для строительства важных объектов инфраструктуры из культурной или бытовой категории: образовательные учреждения, медицинские организации, ресурсоснабжающие фирмы, мостовые перекрытия, дороги и т.п.;
- для обеспечения мер безопасности государственных границ: строительство оборонительных или военных объектов;
- в целях разработки природных ресурсов с дальнейшим расширением их добычи.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим – внесение корректировок может быть совершено исключительно в законодательном порядке.
Как происходит перевод
Порядок смены категории обеспечен регламентом Федерального Закона «О переводе земель…» № 172 от 2004 года. Последовательность необходимых действий такова:
- Подготовка заявления. В содержании важно указать следующие сведения:
- кадастровый номер участка;
- текущая категория надела и желаемая;
- основания и цели, в соответствии с которыми было заявлено в необходимости проведении процедуры.
- Сбор необходимых документов. Перечень определяется конкретными обстоятельствами, но общий список таков:
- паспорт гражданина;
- выписка из ЕГРН;
- заключение экспертной экологической комиссии.
- Подача бумаг и прошения в соответствующее ведомство – зависит от подкатегории земель. Так, в случае с федеральными участками – обращаться нужно в Правительство РФ, региональными – в исполнительную структуру субъекта РФ, муниципальными – в местную администрацию.
- Ожидание решения сотрудников уполномоченного органа. По результатам реализованной проверки выносится постановление о присвоении заявленной категории или об отказе в переводе. Если было утверждено положительное решение, то оно оформляется соответствующим образом, а в правоустанавливающих бумагах на землю указывается факт перевода в другую категорию. В случае с отказом составляется письменное обоснование позиции.
Обычно отрицательный ответ получают в ситуации, когда в качестве заявителя выступает лицо, не имеющее на это право, либо же инициатор процедуры представил не все необходимые документы.
Если гражданин не согласен с решением уполномоченного ведомства, он вправе обжаловать его в судебном порядке. Однако для этого ему нужно позаботиться об обосновании собственной позиции.
К примеру, если основанием для отказа стал факт отсутствия обязательных документов, то на удовлетворение исковых требований рассчитывать не нужно.