Проблема о том, как изменить вид разрешенного использования земельного участка (ВРИ) является по-настоящему актуальной для граждан, которые планируют эксплуатировать имеющуюся территорию для задач, идущих в разрез с закрепленным ВРИ.
Так, например, чтобы появилась легальная возможность построить жилой комплекс на месте, отведенном для осуществления сельскохозяйственных работ, необходимо обзавестись разрешением на его переоформление в другой тип использования. А такая территория уже должна быть причислена к населенному пункту, и при этом еще и располагаться вблизи какого-либо поселения.
О том, как осуществить мероприятия по перемене ВРИ и какой перечень справок и выписок для этого понадобится, рассмотрим подробнее.
Смена вида использования – причины и возможности
Несмотря на наличие у человека или организации статуса собственника участка, его эксплуатация не может совершаться исключительно по желанию владельца, она всегда ограничивается положениями национального земельного законодательства.
Любой из собственников может пользоваться своей земельной площадью исключительно в рамках ее предназначения.
Например, категорически возбраняется застраивать сельскохозяйственную территорию жилым комплексом. Если подобный факт был выявлен, последуют определенные санкции.
В некоторых случаях вообще запрещается менять тип использования.
Чтобы узнать, можно ли совершить указанную процедуру, следует запросить выписку из кадастра, в которой будет указан ВРИ, закрепленный за участком в текущий момент. Кроме того, придется проанализировать положения землепользования и застройки для данного места.
После чего заинтересованные собственники могут прибегнуть к достаточно непростой процедуре по смене типа разрешенного использования. Мероприятие будет зависеть от текущего ВРИ местности и от того, вида, который требуется присвоить, а именно, основной тип, вспомогательный или разрешенный условно.
Какие действия нужны для смены ВРИ участка земли
Порядок проведения смены ВРИ законодатель закрепил в ст. 8 ЗК РФ, согласно которой решение о перемене вида использования должно приниматься земельным комитетом, который можно найти в администрации.
Вся процедура сводится к нескольким этапам, а именно:
- направление ходатайства;
- подготовка и передача пакета справок;
- рассмотрение компетентным органом возможности перевода конкретной земельной площади в другой ВРИ;
- принятие акта о переводе объекта и выдача его заявителю;
- внесение корректировок в реестр.
В том случае, если планируется сменить тип на разрешенный условно, пойти по упрощенному пути не получится, придется вынести проект на публичные слушания, проведение которых строго регламентируется ст. 39 ГрК РФ.
При этом собственнику обязательно придется оповестить население через СМИ.
По итогам мероприятия комиссией оформляется заключение. Именно на его основании в дальнейшем принимается решение о возможности смены вида использования.
После рассмотрения ходатайства и проверки поступивших сведений, администрация выдает на руки заявителю акт о переводе участка в другой ВРИ.
Сроки такой проверки регламентированы местной властью, как правило, все процедура завершается в двухмесячный период. В том случае, если публичные слушания не проводятся, процедура заканчивается по истечении 30 дней.
Нередко принимается решение об отказе в осуществлении данной процедуры, в таком случае, мотивированный ответ направляется на адрес заявителя. Как правило, причинами для отказов служат неправильно установленные границы земельной площади, выявленные не легализованные самовольные постройки, участок использовался в разрез с его назначением.
Если собственник земли сочтет отказ необоснованным, он вправе оспорить решение администрации в судебном порядке.
Вынесенное в пользу собственника надела решение, является прямым основанием для внесения соответствующей коррекции в ЕГРН. При этом данную процедуру осуществляет не сам владелец участка, а непосредственно административный орган, принявший акт.
Перечень документов
Перед тем как начать сбор необходимой документации, следует конкретизировать ее список в администрации, так как он может отличаться в зависимости от субъекта РФ.
Обычно в стандартный перечень входят:
- выписка из кадастрового паспорта участка с соответствующей информацией о земельном наделе;
- копия общегражданского паспорта заявителя. В том случае, если заявитель ИП или организация, то соответствующие регистрационные документы, например, выписка из ЕГРЮЛ;
- заключение об итогах слушания, если таковые проводились;
- доверенность, если полномочия были делегированы другому лицу;
- документы на все имеющиеся на участке постройки;
- выписка из реестра, которую можно запросить посредством МФЦ или обратиться непосредственно в Росреестр;
- согласие хозяина объекта на перемену ВРИ;
- при необходимости заключение об экологической экспертизе.
Указанный перечень прилагается к ходатайству о смене вида использования. Оно должно в обязательном порядке отражать кадастровую информацию о земельной площади, позволяющую ее идентифицировать, в частности, кадастровый номер, тип разрешенного использования.
Кроме того, ходатайство должно содержать сведения о том, какой вид разрешенного использовании требуется, аргументированное обоснование необходимости перевода, информацию о собственнике участка и о наличии каких-либо обременений.
После принятия документов, на руки заявителю обязательно выдается соответствующая расписка.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Последствия эксплуатации участка вопреки ВРИ
Если планируемая эксплуатация участка не соответствует текущему типу его использования, следует в обязательном порядке обратиться в компетентные органы для смены ВРИ.
Пользование участком вразрез с ВРИ повлечет за собой наложение административных штрафов.
Санкции предусмотрены ст. 8.8 КоАП РФ, так для граждан они установлены в следующих размерах:
- до 1% кадастровой цены, если у земельной площади она определена, но не менее 10000 рублей. В том случае, если отсутствует величина кадастровой стоимости, размер штрафа будет варьироваться от 10000 р. до 20000 рублей;
- до 0,5 % от кадастровой цены сельхозугодий, но не менее 3000 рублей, в том случае, если сельскохозяйственная деятельность на них не осуществляется;
- до 1,5 % от кадастровой цены земельной площади предназначенной для строительства, садоводства, но не менее 20000 рублей, на тех граждан, которые не используют ее по назначению, например, не возводят дом на участке под ИЖС. Если кадастровая стоимость установлена не была, то штраф варьируется от 20000 до 50000 рублей.
При этом одновременно с вынесением постановлении, компетентный орган выдаст предписание об устранении всех выявленных нарушений в установленный срок.
Оштрафовать повторно в течение года при невыполнении постановления по ст. 8.8КоАП РФ не могут, так как будет иметь место длящееся правонарушение в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
Однако лучше все же выполнить предписание в отведенный период, так как иначе наступит ответственность по другой статье, а именно по ст. 19.5 КоАП РФ, которая также влечет не маленькие штрафы.
Процедура смены типа разрешенного использования достаточно длительная и сложная, иногда она требует организации общественных слушаний, что может существенно затянуть процесс, однако он, как правило, все же укладывается в рамки 2 — 3 месяцев.
Тем не менее, при необходимости смены ВРИ, следует в установленном порядке обратиться с ходатайством в местную организацию, не предпринимая каких-либо действий, нарушающих действующее законодательство.
В результате перемены разрешенного использовании, может вырасти кадастровая стоимость земельной площади, а соответственно и взимаемые за нее налоги.
Следует помнить, что буква закона разрешает собственникам участков оспорить кадастровую стоимость как непосредственно в регистрирующем органе, так и в судебном порядке.