Регистрация права собственности на земельный участок — правила, порядок

Табличка частная собственность - картинкаПри смене хозяина земельного участка в рамках гражданско-правовой сделки, завершающей процедурой операции является обращение в Росреестр для закрепления полномочий прав нового собственника, и внесения изменений в ЕГРН.

Чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок не требуются особые юридические познания, с этим каждый может справиться самостоятельно, следуя алгоритму, приведенному в данной статье.

Какие понадобятся действия для регистрации права собственности

Стать полноправным собственником земельной площади достаточно просто. С принятием  13.07.2015 № 218-ФЗ и некоторых поправок позднее, процедура кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости свелась  к передаче необходимого набора документов после подписания соглашения купли-продажи, получения участка в дар, по наследству или иной сделки, в так называемом режиме «одного окна» в силу ч. 3 ст. 14 указанного нормативного акта.

Основанием для регистрации может быть не только гражданско-правовая сделка, но и судебное решение, а также специальный акт уполномоченного государственного органа власти.

Во-первых, перед обращением в Росреестр для получения статуса собственника следует получить доверенность, если интересы заявителя в компетентной организации представляет иное лицо. Данный документ оформляется у нотариуса, а его содержание должно иметь конкретный перечень полномочий, в частности, на представление интересов в Росреестре по регистрации собственности на земельный надел и внесения изменений в кадастр.

Документ оформляется не бесплатно, процедура предусматривает уплату нотариального тарифа и госпошлины.

Во-вторых, каждый заявитель обязан заплатить госпошлину за регистрационные действия, ее точная величина установлена в ст. 333.33 НК РФ  и зависит как от заявителя, так и от целевого назначения объекта будущей собственности:

  • для физ. лиц она составляет 2000 рублей;
  • организациям придется расстаться с большей суммой – в 20000 рублей;
  • в силу пп. 24 ч.1, гражданам для закрепления статуса собственников за участками, предназначенными для ведения ЛПХ, ИЖС, в СНТ, огородничества, дачного хозяйства, уплачивается сбор в размере 350 рублей.

На следующем этапе нужно собрать требуемый набор документов, написать заявление и отнести в Росреестр, либо же в МФЦ, территориально расположенный по месту жительства

Подать документы можно и не выходя из дома посредством портала Госуслуги.

Сроки регистрации и внесения изменений в государственный кадастр, указанные в ст. 16 № 218-ФЗ, разнятся в зависимости от того, было подано заявление в Росреестр или МФЦ. Так, если документы на регистрацию и внесение изменений в кадастр были переданы через МФЦ, то на осуществление операции уполномоченному органу отводится не более 12 рабочих дней. За это время сотрудники Росреестра должны проверить сведения и вынести решение о регистрации права, либо же об отказе в этом.

Оформление земельного надела в собственность подтверждается правоустанавливающим документом, а именно, выпиской из ЕГРН.

После получения бумаги, доказывающей статус собственника и постановки участка на кадастровый учет, новый владелец может по своему усмотрению распоряжаться объектом недвижимости.

Необходимые документы

 Для закрепления полномочий прав собственника заинтересованное лицо должно передать документацию в регистрирующий орган. В стандартный набор документов входят:

  • заявление на осуществление сотрудниками Росреестра регистрационных действий, в том числе и постановку на кадастровый учет;
  • гражданско-правовой договор, подтверждающий факт дарения, покупки земельного надела, или иное подобное соглашение, заключенное между сторонами. Предоставляется в 3-х экземплярах;
  • свидетельство на наследство от нотариуса;
  • выписка из ЕГРН или же свидетельство о праве на земельный надел;
  • согласие на осуществление сделки, в том случае, если привлечено третье лицо для представления интересов;
  • решение суда;
  • паспорта сторон сделки;
  • доверенность представителя;
  • квитанция об уплаченной пошлине.

В зависимости от конкретной ситуации, данный перечень может дополняться иными документами.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Возможна ли упрощенная регистрация

Для многих граждан остается актуальным вопрос, можно ли зарегистрировать собственность на земельный надел и все имеющиеся на нем постройки в 2020 году в рамках так называемой «Дачной амнистии».

Данный упрощенный порядок требует от граждан предоставления минимального перечня документов и позволяет оформить права на отдельные объекты недвижимости.

В частности, к таковым относятся земельные наделы, которые были предоставлены до принятия ЗК РФ, при этом данные участки предназначаются исключительно для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, ИЖС, гаражного строительства. Дачная амнистия, для перечисленных земельных участков, в 2020 году продолжается.

В ч.1 ст. 49 № 218-ФЗ перечислен набор требующихся документов для прохождения процедуры:

  • акт уполномоченного органа, согласно которому конкретная земельная площадь была отведена гражданину;
  • свидетельство лица о праве на земельный надел;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • любой иной документ, указывающий на то, что гражданин имеет право на земельный надел.

Землю можно получить в дар, купить, унаследовать, приватизировать, однако, каждый из перечисленных способов всегда предусматривает совершение процедуры регистрации объекта в Росреесре и внесение изменений в кадастр. Именно выписка из ЕГРН подтверждает статус собственника и позволяет в дальнейшем распоряжаться земельной площадью.

Ссылка на основную публикацию