Что означает статус земельного участка и как его узнать

Земельные участкиМногие землевладельцы ошибочно полагают, что после регистрации прав собственности и присвоения наделу кадастрового номера они могут делать с ним всё что угодно. На деле же перечень возможных действий с землёй определяет статус земельного участка.

Ещё до приобретения надела и оформления документов на владение следует выяснить его категорию, к которой он относится, а значит и целевое назначение, возможность использования для различных видов деятельности, и может ли он вообще находиться в частной собственности.


Какие статусы земельных участков существуют

Существует несколько категорий землевладений, присваиваемых при регистрации и изменяемых лишь при определённых условиях. Говоря о земельных территориях, подразумевают, что они могут обладать следующими статусами:

  • учтенный;
  • ранее учтенный;
  • временный;
  • аннулированный;
  • архивный.

Стоит разобраться, что означает статус земельного участка. С момента регистрации прав собственности и постановки на кадастровый учёт участок относится к категории учтённых. Что касается «ранее учтённых» наделов, то к ним относятся земельные территории, право на которые регистрировалось до марта 2008 года.

Чаще всего это объекты с неразмежеванными границами и в реестре они значатся в качестве участков, не имеющих точных границ. Землёй, отнесённой к данной категории, допускается распоряжаться лишь ограниченно. Возможность полного распоряжения наделом землепользователь приобретает только после проведения межевания.

Учтённые площади отличает от ранее учтённых то, что в отношении первых имеется полная информация об их границах и других характеристиках. Записи об этом внесены в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, на учтённые объекты выдаётся свидетельство, подтверждающее право собственности владельца.

Временный кадастровый статус земельного участка присваивается наделам с неустановленными границами и неприватизированным наделам, переданным в аренду на определенный срок. Также временный статус объект недвижимости приобретает на период, пока длится полная процедура регистрации.

Если процедуру регистрации не завершить должным образом в установленные сроки, то спустя 5 лет надел будет снят с кадастрового учета автоматически. В этом случае он получит статус «аннулированный», и все действия придется повторять с самого начала.

Статус «архивный» присваивается территориям при установленных законодательством обстоятельствах и по истечении определённого времени. Процедура осуществляется без запроса со стороны землепользователя.

Для чего нужна информация о статусе участка

Сегодня большая часть ранее учтенных земельных площадей является не размежёванной. Согласно действующему законодательству в сфере землепользования, собственник обязан не только иметь документы, подтверждающие, что земля в собственности, но зарегистрировать точные границы своего надела.

Отсутствие границ, установленных инженером кадастра в результате межевых работ, препятствует совершению сделок с данными территориями земли.

Поэтому собственникам и приходится выяснять текущий статус земельного участка, чтобы знать о действующих правах.

Дело в том, что неточные границы земельных объектов так или иначе ведут к умышленному или непреднамеренному захвату земли соседних территорий. Разница между фактическими габаритами и теми, что зарегистрированы в правоустанавливающих документах, подчас может быть довольно существенной.

Кроме того, в этом случае расчет платы за эксплуатацию объекта также становится ошибочным.

Как изменить статус участка на учтенный

В ситуациях, когда землепользователь имеет намерение каким-либо образом распорядиться участком (провести отчуждение, оформить дарение или передать в аренду), он должен для начала уточнить, категорию, к которой данный надел относится.

Каков актуальный статус земельных участков можно узнать, обратившись к государственному кадастровому реестру.

Когда выяснится, что требуется перевести надел в разряд учтённых, то составляется прошение в государственное учреждение о переводе объекта в вид условно-разрешенный.

После принятия решения о целях использования земли, запускается процедура изменения текущей категории надела, в процессе которой четко и юридически обоснованно излагаются претензионные основания.

Земельная территория может быть отнесена к категории учтённых лишь при выполнении следующих обязательных условий:

  • объект оформлен в собственность (земельный участок, являющийся собственностью муниципального образования, должен быть оформлен в аренду);
  • в отношении территории были произведены работы по межеванию.

Порядок изменения категории предполагает, что изначально с собственников или арендаторов соседних наделов получают письменные согласия. Когда территорией владеют несколько собственников, разрешение требуется получить у каждого из них.

С 2013 года после вступления в силу Закона «О землеустройстве» никакие иные дополнительные разрешения и предварительные согласия от органов местного самоуправления не нужны.

Далее подготавливается полный пакет документов на переоформление статуса территории:

  • правоустанавливающая и подтверждающая право на землю документация;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРН;
  • документ, подтверждающий проведение экологической экспертизы;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • декларация (базовый документ, на основании которого выдается право на изменение категории учёта);
  • юридически обоснованное заявление об изменении категории учёта.

Собрав приведённый перечень документов следует обратиться в управление администрацией муниципального образования с просьбой рассмотреть их. В ходе личного обращения заявителю выдаётся расписка о принятии документов.

Допускается передача документов путём почтового отправления. В этом случае оформляется отправка заказного письма с уведомлением и описью-вложением.

Далее, в установленные законом сроки созывается и проводится слушание, по итогам которого заявителю направляется уведомление о принятом решении. Это может быть как положительный ответ, так и аргументированный отказ в изменении учётной категории участка.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Причины отказа

Отрицательный ответ может быть получен как по серьёзным причинам, так и в результате незначительных несоответствий. Даже не совсем правильное оформление заявления, недостаточность приложенных документов или их оформление с некоторыми ошибками могут послужить основанием для отказа.

После устранения недостатков заявитель имеет право на обращение с просьбой о смене категории учёта ещё раз, внеся пометку, что заявление является повторным, и приложив список несоответствий из первоначального обращения. Также в обязательном порядке необходимо указать, каким образом были внесены исправления.

Более веской причиной отказа служат претензии, являющиеся по мнению совета коллегии неправомерными. В таком случае необходимо пересмотреть их, найти более обоснованные и повторно подать пакет бумаг с указанием других причин.

Однако следует помнить, что хотя администрация муниципального образования обладает правом на изменение статусов земельных объектов, делать это отнюдь не обязана. Такое решение должно быть принято исходя из интересов общества, а не отдельно взятого человека, поэтому в некоторых ситуациях решительный отказ придётся принять.

При получении уведомления о положительном решении, необходимо дождаться акта, официально подтверждающего право на перерегистрацию. Получив этот документ, можно продолжить процедуру переоформления объекта земли, статус  которого разрешено изменить, обратившись в местное отделение управления кадастра и картографии. Для этого потребуется тот же комплект официальных бумаг, который предоставлялся главе администрации с целью получения разрешения, и в дополнение к ним — выписка из решения и акт проведённых слушаний.

Заявление может быть направлено через официальный сайт Росреестра с приложением плана межевания в формате XML с электронной подписью кадастрового инженера и образца документа, подтверждающего его правомочность. На заявлении также должна присутствовать цифровая подпись самого заявителя.

Таким образом, своевременно полученная актуальная информация может помочь провести правильную процедуру изменения статуса участка земли.

В этом случае землепользователь может быть полностью уверенным в своих правах и избежать возможных правонарушений в сфере землепользования, обеспечив эксплуатацию в соответствии с целевым назначением.

Ссылка на основную публикацию