C 1 января 2019 года в большинстве субъектов РФ началась мусорная реформа, в ходе реализации которой планируются существенные изменения в правилах обращения с ТБО. Введённые изменения затронут всех: обслуживание станет дороже, организации, предоставляющие данные услуги начнут работать по новым правилам, а операторы, осуществляющие оборот отходов, обретут новые обязанности.
Необходимость введения новых порядков обращения с твердыми бытовыми отходами становилась все более актуальной в последнее время. С каждым годом города генерируют все большее количество мусора, при этом производительность заводов по его переработке практически не увеличивается, а бесконечное складирование становится просто невозможным. Все это приводит к образованию стихийных незаконных свалок и существенному ухудшению экологической обстановки.
Для разрешения имеющихся и предотвращения новых проблем в последние 5 лет велась разработка целого перечня нормативно-правовых актов, которые должны урегулировать сложную ситуацию с отходами. По различным причинам срок начала реализации постоянно откладывался, поэтому мусорная реформа в России стартовала только в январе 2019 года. Несмотря на это, не все субъекты успели произвести необходимые изменения, поэтому реформа в них будет проводиться с отсрочкой.
Порядок реализации мусорной реформы
Основные обязанности по выполнению принятого законопроекта были возложены на регионы. Местные власти в установленный срок должны выполнить следующие действия:
- разработать территориальный план обращения с отходами;
- подготовить региональную программу по обращению с отходами;
- организовать проведение конкурса для выбора местного оператора по обращению с ТБО.
На разработанном плане должно отражаться текущее положение с ТБО в регионе. В общем виде это карта, на которой обозначены места хранения отходов, предприятия, организующие их переработку, маршруты утилизации. Карта содержит много мелких деталей, в том числе указываются все установленные контейнеры для сбора отходов, рассчитывается время, в течение которого он заполняется, а также регулярность его опорожнения.
Программа обращения с отходами составляется индивидуально для каждого региона. Однако общая концепция заключается в переходе от складирования мусора, как самого распространенного способа его утилизации, к переработке. В программу закладываются планы по организации мест по переработке, а также созданию специализированных заводов. В случае необходимости могут быть оговорены условия сотрудничества с соседними регионами.
В ходе определения подрядчика по работе со всеми отходами в регионе определяется одна или несколько организаций, которые будут реализовать программу в сфере транспортировки, складирования и утилизации мусора.
Что предусматривает закон о мусорной реформе
Мусорная реформа 2019 года заключается в целом ряде законодательных изменений. Первоначально были приняты поправки к Федеральному закону № 89 – ФЗ. Ключевое изменение произошло в 2014 году с принятием Федерального закона № 458 – ФЗ.
В общем виде все принятые изменения законодательства заключаются в следующем:
- перераспределение обязанностей по работе с твердыми бытовыми отходами. Теперь это передано на уровень субъекта Российской Федерации, где должен быть определен собственный оператор по работе;
- изменения порядка работы с отходами;
- выделение вывоза ТБО в качестве отдельной коммунальной услуги, а также изменение способа формирования и начисления платежей.
С 2019 года вывоз мусора стал коммунальной услугой, поэтому к нему применяются все соответствующие правила и требования законодательства. Теперь будет проводиться ежегодная индексация: в этом году это было в январе и июле.
Жильцы МКД не имеют права отказаться от оплаты данных услуг. На основании ст. 153 ЖК РФ все граждане должны своевременно оплачивать коммунальные услуги и совершать иные платежи. При этом не имеет значения факт заключения отдельного договора с местным оператором по обращению с ТБО. За отказ от уплаты предусмотрена ответственность в виде признания должником и наложения различных штрафов.
Изменения в работе управляющих компаний
Как и ранее, за организацию своевременного вывоза мусора будет отвечать управляющая компания. Однако существенно изменится порядок выставления счетов.
После изменений, вывоз мусора стал отдельный коммунальной услугой, которая более не попадает под содержание МКД. По этой причине УК должны вычеркнуть услугу из общей стоимости и произвести перерасчет. С этого момента деньги перечисляются региональному оператору.
Для этого не требуется проведение дополнительных собраний, управляющая компания самостоятельно должна уменьшить размер ежемесячного платежа. Вместе с этим начнут приходить отдельные квитанции на оплату услуг по утилизации ТКО.
В случае если размер ежемесячного платежа в пользу управляющей компании не изменился, необходимо подать жалобу в организацию. При игнорировании следует обращаться в жилищную инспекцию, которая обяжет УК устранить нарушения и выплатить компенсацию за причиненный ущерб.
Если управление домом осуществляется собственниками самостоятельно, либо через кооператив, то заключение договора с региональным оператором происходит в индивидуальном порядке с каждым жителем дома, либо через общего представителя. Организацией мест под сбор отходов в этом случае занимаются органы муниципальной власти.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Тарифы и льготы по новой системе
Мусорная реформа предполагает, что новые тарифы на оказание услуг будут определяться органами муниципальной власти совместно с местными операторами. Стоимость услуг будет зависеть от конкретной обстановки в регионе, от сложности проведения работ.
По этой причине итоговый ежемесячный платеж в разных регионах будет существенно варьироваться.
По новой системе тариф рассчитывается исходя из количества проживающих в квартире лиц, а не по площади, как это было ранее. Для обычных граждан это означает увеличение общей стоимости услуг по вывозу мусора в 1.5 – 2 раза. Хотя в некоторых регионах уже отмечено повышение в десятки раз. В будущем стоимость услуг будет изменяться, в связи с обязательной ежегодной индексацией: в текущем году она была проведена уже дважды.
Как и на другие коммунальные услуги, на вывоз мусора распространяется целый перечень льгот, получить которые могут:
- инвалиды III, II, I группы;
- участники ВОВ, иных боевых действий;
- ликвидаторы последствий ЧАЭС;
- ветераны труда;
- многодетные семьи – получают компенсацию в размере 30%.
Данный перечень льготных категорий населения не является закрытым, поэтому может быть расширен местными властями. Также могут быть увеличены размеры предоставляемых льгот.
Для оформления льготы не требуется совершать каких-либо действий, она будет засчитана автоматически при формировании платежной квитанции. Для лиц, только недавно получивших льготный статус, предусмотрен определенный порядок. С этой целью необходимо обратиться в ближайшее отделение социальной защиты, либо МФЦ, где расскажут обо всей процедуре.