При возникновении каких-либо претензий к содержанию многоквартирного дома, его жильцы должны обращаться в управляющую компанию или ТСЖ, которые ответственны за здание. Как правило, первичное обращение происходит в устной форме – по телефону или при личном визите. Но не всегда такие жалобы дают результат.
Тогда стоит перейти к следующему этапу взаимодействия — написать заявление в управляющую компанию с просьбой устранить имеющиеся недочеты. Разберемся, в каких случаях стоит это делать, и как правильно составить письменное обращение.
Основания для подачи заявления
Все права и обязанности собственников жилья и УК прописаны в договоре на обслуживание и содержание дома. Если управляющая компания не выполняет предписанных этим документом обязательств, собственники, а также арендаторы по договору, имеют право на подачу претензии.
Основаниями для написания заявления могут стать:
- неоказание организацией предусмотренных договором услуг (не смотря на взимание ежемесячной платы за них);
- оказание коммунальных услуг не в полном объеме (не соблюдается нормативная температура теплоносителя в радиаторах или нормативный напор воды в водопроводе, и т.д.);
- уклонение УК от проведения капремонта, несмотря на явную его необходимость (течет крыша, по стенам идут трещины, обваливаются фасады и т.п.);
- пренебрежение УК обязанностями по техосмотру здания;
- немотивированное повышение тарифов на ЖКХ;
- некорректная организация собрания жильцов дома (либо отказ в проведении собрания, когда оно необходимо);
- антисанитарное состояние дома и придомных территорий (наличие насекомых и крыс в подвалах, несвоевременный вывоз мусора);
- непредоставление УК информации, которая должна находиться в открытом доступе.
К последнему пункту относятся общие данные о компании, ее реквизиты, данные о расходах, доходах и задолженностях. Также УК обязана по первому требованию жильцов выдавать данные о тарифах и нормативах, составе проведенных работ по содержанию и обслуживанию жилья, их стоимости и понесенных на них затратах.
Важно! Перед тем, как написать заявление в управляющую компанию с претензиями по поводу ее работы, собственнику стоит удостовериться в том, что он выполняет свои обязанности по договору с ней.
Иными словами, если у гражданина имеется задолженность по коммунальным платежам, УК вправе не рассматривать его обращение, и даже отклонить его.
Правила составления заявления
В законодательстве РФ отсутствуют какие-либо регламенты относительно жалоб и заявлений в адрес УК. Этот документ может быть составлен собственником жилья в свободной форме, в письменном или печатном виде. И управляющая компания обязана его принять, даже если он не соответствует разработанным ею шаблонам.
Но, не смотря на отсутствие законодательных требований, есть несколько общепринятых положений, определяющих, как правильно написать заявление в управляющую компанию. Если собственник учтет их, его претензия будет рассмотрена более быстро, и с высокой вероятностью будет удовлетворена.
- В шапке документа указывается название УК, а также ФИО и должность сотрудника, на имя которого составляется претензия.
- Далее в шапке указываются ФИО и адрес заявителя, его контактные данные.
- Указывается заголовок документа – «Заявление».
- В тексте подробно описываются обстоятельства, вызвавшие недовольство собственника. Желательно при описании ссылаться на нормативные акты, которым противоречит сложившаяся ситуация.
- Далее указываются требования жильцов к УК.
- Если заявление сопровождается какими-либо документальными доказательствами проблемы (фото, квитанции, акты и т.д.), их перечисляют в конце документа под подзаголовком «Приложения».
В конце заявления должна стоять дата написания, а также подпись его составителя с расшифровкой. Если претензия составляется от имени нескольких жильцов МКД, подписывать ее должны все. Кстати, и в шапке документа в этом случае указываются все его авторы.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Порядок подачи претензии
Для оперативного решения проблемы мало знать, как составить обращение в управляющую организацию. Необходимо еще и правильно передать его ответственному лицу.
Сегодня на сайтах многих УК можно найти форму для отправки обращения через интернет. А некоторые собственники составляют претензию в печатном виде, сканируют ее после подписи и отправляют на электронную почту управляющей компании.
Безусловно, это упрощает подачу документа. Но с точки зрения действующего законодательства такая претензия не имеет никакой силы. Закон воспринимает ее как обычное обращение или вопрос, но не как руководство к действию для УК.
Для большей результативности подавать заявление следует одним из двух способов:
- лично – секретарю организации или непосредственно должностному лицу, которому адресована бумага;
- по почте – на адрес компании.
В первом случае документ составляется в двух экземплярах. Один из них подается в УК, а на втором сотрудник, принимающий документы, ставит отметку о приеме. Во втором варианте письмо следует отправлять заказное, с уведомлением о вручении и описью содержимого. В случае бездействия УК это поможет при составлении жалобы в вышестоящие инстанции.
Важно! Управляющая компания обязана рассмотреть поступившую ей претензию и дать на нее ответ в течение 10 дней. Ответы на электронные обращения должны поступать подателям в течение 5 дней.
Заключение
Как таковой образец заявления в управляющую компанию в законодательстве РФ отсутствует. Собственники жилья и арендаторы по договору могут составлять заявления и претензии в свободной форме, в письменном или печатном виде, Естественно, следует при написании придерживаться делового стиля, а также приложить к заявлению как можно больше документальных доказательств проблемы (актов обследования, фото, квитанций об оплате и т.д.).
Но, как бы ни было составлено обращение, УК не вправе его отклонить из-за несовершенства формы. Документ обязаны принять и отработать в установленный законом срок.