Действующее законодательство предусматривает обязанность граждан регистрироваться по месту постоянного жительства и пребывания. В случае если текущее место проживания не является основным и постоянным, однако срок пребывания превышает 3 месяца (90 дней), необходимо оформить временную прописку.
Что такое временная прописка
Прописка активно использовалась во времена СССР и применялась для контроля миграции населения. Главный принцип заключался в привязке граждан к их месту постоянного нахождения. Данный институт был упразднен в 1994 году и сегодня вместо него предусмотрена регистрация по месту жительства или пребывания. Таким образом, термин «прописка» не имеет юридического значения, однако все еще активно используется.
Каждый гражданин, постоянно находящийся в стране, должен иметь регистрацию по месту своего проживания.
Провести регистрацию можно в помещении, пригодном для проживания, на которое у лица есть законные права. Наличие правомочий собственника не является обязательным условием, и прописаться можно на основании договора аренды, либо социального найма.
Временная прописка имеет те же свойства, что и постоянная, но применяется в случае нахождения в чужом регионе более 3 месяцев подряд. Данное правило не распространяется на смену места жительства в границах одного региона.
Гражданин вправе одновременно иметь временную и постоянную регистрацию в разных регионах.
Для того чтобы временно прописаться, необходимо собрать определенный пакет документов, самостоятельно прийти в органы государственной власти и потратить свое время, однако это важно не только по причине наличия административной ответственности за нарушение порядка, но и для полной реализации всех принадлежащих гражданам прав.
Наиболее часто регистрация необходима в следующих случаях:
- оформление документов;
- получение кредита в банке;
- официальное трудоустройство;
- определение ребенка в детский сад, либо школу;
- получение медицинской и социальной помощи.
Данный перечень не является закрытым, поэтому временная регистрация может потребоваться и в других ситуациях, предусмотренных законом.
Как оформить временную прописку
При наличии оснований для постановки на учет по месту пребывания (проживание в другом регионе свыше 3 месяцев), следует обратиться в районное отделение по вопросам миграции.
В зависимости от выбранного места регистрации, изменяются обязательные условия. Для получения прописки по месту пребывания необходимо получить согласие от собственников, либо других жильцов помещения.
При этом порядок получения согласия зависит от имеющихся правомочий:
- собственник жилого помещения, либо доли в помещении не обязан получать чье-либо согласие, он вправе провести регистрацию независимо от воли других жильцов данного помещения. Если правомочия собственника отсутствуют, необходимо предварительно получить разрешение от всех владельцев помещения;
- регистрация в недвижимости, находящейся в собственности органов муниципальной власти, происходит на основании договора социального найма, либо поднайма;
- для прописки в коммунальной квартире требуется получить разрешение от всех проживающих в ней собственников и нанимателей.
Разрешение на регистрацию от собственников или нанимателей составляется письменно при непосредственном визите в органы государственной власти. Из-за установленных ограничений, около 20% нуждающихся в регистрации долго не могут найти, где оформить временную прописку.
При проживании в отеле, хостеле, либо иных апартаментах, регистрацией по месту пребывания занимаются сотрудники этих учреждений. Для этого проживающее лицо должно предоставить паспорт, либо иное удостоверение личности.
Документы, необходимые для получения временной регистрации
Получение регистрации происходит с помощью подачи заявления уполномоченные органы. При этом законом установлен пакет обязательных документов:
- удостоверение личности заявителя;
- заявление о регистрации по месту пребывания. Заявление заполняется непосредственно на личном приеме в органах государственной власти;
- документ, наделяющий правами для проживания (свидетельство на право собственности, либо иные заключенные договоры);
- в случае установления опеки, либо попечительства – соответствующий акт органов опеки.
Для оформления временной прописки несовершеннолетнему ребенку, потребуются дополнительные документы: свидетельство о рождении малолетнего и в некоторых случаях согласие органов опеки.
При отсутствии у заявителя правомочий собственника на объект недвижимости, иной владелец, либо пользователь этого помещения должен предоставить удостоверение личности и правоустанавливающий документ на жилое помещение.
Заявление следует подавать в районный отдел по вопросам миграции. Сделать это можно путем непосредственного визита, с помощью официального портала государственных услуг, либо через управляющую компанию, если она предоставляет услуги паспортного стола.
На основании поданных документов, орган государственной власти должен определить, можно ли оформить временную прописку в конкретном случае. По статистике большинство отказов выносится при нарушении установленного законом порядка, либо при предоставлении недействительных документов.
Независимо от способа подачи заявления, получение свидетельства о регистрации происходит при личном визите.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Как оформить временную прописку ребенку
Согласно нормам семейного законодательства, малолетние дети должны проживать совместно со своими законными представителями. Соответственно, место регистрации должно совпадать.
Оформление временной регистрации для малолетнего, либо недееспособного по месту нахождения законного представителя не предусматривает обязательного согласия со стороны других собственников объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании составленного заявления, поданного законным представителем. Сделать временную регистрацию ребенка после получения паспорта можно на общих основаниях.
Для малолетних граждан какая-либо отметка о проведенной регистрации в документы не ставится, вместо этого выдается подтверждающее свидетельство.
Ответственность за нарушение правил регистрации
За невыполнение установленных законом правил, человеку грозит административная ответственность в виде штрафа на сумму до 5 т.р. Размер штрафа увеличивается до 7 тысяч рублей, если правонарушение было совершено в городах федерального значения. При этом к нарушителю не могут быть применены иные меры юридической ответственности. Размеры штрафов для организаций значительно выше и штраф может составлять 800 т.р.
В примечании к ст. 19.15.1 КоАП РФ содержатся исключения, когда лица, проживающие без обязательной регистрации, освобождаются от привлечения к административной ответственности.
Для иностранных граждан, находящихся на территории РФ, а также за проведение фиктивной регистрации предусмотрена отдельная административная, а иногда и уголовная ответственность.