Как жилое помещение перевести в нежилое — порядок и документы

Перевод жилого помещения в нежилое - картинкаВ соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, использовать квартиру разрешается только в рамках ее целевого назначения, т.е. исключительно для проживания в ней. Впрочем, при соблюдении требований, установленных законом, допускается изменение категории помещения с жилого на нежилое.

Именно это придется сделать, если человек планирует использовать квартиру для ведения активной коммерческой деятельности. В статье расскажем, как осуществляется перевод жилого помещения в нежилое.


Общие положения

Есть некоторые нюансы, на которые следует обратить внимание при желании изменить статус помещения. Все они перечислены в Жилищном Кодексе РФ.

Уточним самые главные из них.

  1. Помещение располагается на первом этаже.
    Если квартира находится на втором этаже (и выше), ее перевод также допускается, однако при условии, что помещения, расположенные ниже, также являются нежилыми.
  2. Недвижимость не является залоговой или арестованной судебными приставами.
  3. У квартиры имеется отдельный вход или же его можно сделать. Кроме того, если площадь помещения превышает 100 квадратных метров, у него должен быть еще и запасный выход.
  4. Невозможность изменения статуса лишь части квартиры.
  5. Дом, в котором располагается помещение, не должен быть аварийным, подлежащим сносу или проведению капитального ремонта.

В процессе могут появиться проблемы, если сам дом считается объектом культурного наследия, либо же он по каким-то причинам не подключен к основным коммуникациям.

Порядок перевода

Всю процедуру по изменению статуса помещения с жилого на нежилое можно условно разделить на три этапа.

Первый из них заключается в сборе необходимых документов с последующей подачей в специальную комиссию, выдающую разрешения.

На втором заинтересованное лицо обращается в БТИ, чтобы узнать стоимость указанной процедуры.

Третий этап отводится для регистрации права собственности на недвижимость, ставшую нежилой. Теперь рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Сбор документов, их подача

В перечень требуемых документов входят:

  • заявление об изменении статуса квартиры;
  • подтверждающие право собственности справки или выписки;
  • подготовленный и надлежащим образом оформленный проект;
  • план недвижимого помещения;
  • нотариальное согласие собственников жилья;
  • техпаспорт;
  • поэтажный план дома, где располагается квартира;
  • заключение пожарного надзора и СЭС.

Если владельцем квартиры выступает не физическое, а юридическое лицо, то ему придется предоставить учредительные документы.

Некоторые документы не выдаются на руки сразу по запросу, их придется ожидать. Например, на получение поэтажного плана может уйти целый месяц.

Также следует отметить, что если помещение находится в многоквартирном доме, то потребуется согласие соседей, для чего придется провести общее собрание собственников. Во время встречи на ней должна присутствовать хотя бы половина от всего количества владельцев квартир.

Решение же считается принятым, если проголосовало абсолютное большинство от числа пришедших. По итогам собрания составляется протокол, куда и вносятся все сведения о повестке дня и результатах ее обсуждения.

Далее все собранные документы передаются на рассмотрение специальной комиссии. Обязательно нужно написать заявление установленного образца с просьбой об изменении категории помещения.

Срок рассмотрения заявки составляет 45 дней, после чего на руки лицу выдается протокол с обоснованием вынесенного решения.

Причины отрицательного решения должны быть указаны, поскольку без них заинтересованный гражданин вправе обратиться в суд за восстановлением справедливости.

Поход в БТИ или МФЦ

На следующем этапе надо разобраться со стоимостью помещения. Сделать это можно, обратившись с заявлением в МФЦ или БТИ. К ходатайству обязательно следует приложить такие документы, как:

Далее выносится решение о стоимости перевода жилого помещения в нежилое. Затем комиссия составляет протокол, где закрепляет в письменном виде результаты обсуждения.

Полученную разницу в цене придется оплатить через банк.

Регистрация права

Все права, связанные с недвижимым имуществом, должны быть закреплены в территориальном отделении Росреестра.

Обратиться можно с пакетом документов как напрямую туда, так и воспользовавшись посредническими услугами МФЦ.

Заявление обязательно сопровождается паспортами собственников, протоколами комиссии и БТИ, а также учредительными документами фирмы, если в деле участвует юридическое, а не физическое лицо.

Далее обязательно понадобиться внести в бюджет государственную пошлину. После принятия всех документов на руки заинтересованному лицу выдается расписка об их получении. На ней также указывается дата, когда можно будет забрать выписку о собственности, если ее зарегистрируют.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Расходы

Изменение категории жилья происходит не бесплатно, оно сопровождается определенными затратами. Что обычно входит в перечень расходов на перевод помещения из жилого в нежилое?

  • госпошлина за регистрацию;
  • нотариальные услуги разного рода;
  • услуги БТИ по подготовке техпаспорта, а также справки о разнице между стоимостью помещения до его перевода в нежилой статус и после;
  • проект перепланировки (если в нем есть необходимость).

Разумеется, каждый случай уникален, поэтому невозможно сказать о какой-то фиксированной сумме. Она подсчитывается индивидуально.

Подведем итоги

Таким образом, для перевода жилого помещения в нежилое нужно действовать поэтапно: собрать документы, передать их в специальную комиссию, получить сведения о стоимости процедуры в БТИ или МФЦ, оплатить ее.

После всего этого подать заявление с пакетом необходимых бумаг в Росреестр на регистрацию права.

Нужно понимать, что лучше проводить данную процедуру, заручившись поддержкой грамотного и квалифицированного юриста. Человеку, не слишком разбирающемуся в тонкостях закона, будет сложно сделать все правильно с первого раза.

Ссылка на основную публикацию