ТСЖ – это одна из форм управления многоквартирным жилым домом. Она предполагает, что все важные вопросы, касающиеся содержания здания, решаются общим собранием жильцов. А для реализации принятых решений и работы с текущими проблемами выбирается правление товарищества.
И, как часто бывает в сфере ЖКХ, между правлением и жильцами случаются разногласия, которые не удается решить мирным путем. В подобных ситуациях одним из собственников жилья, или группой жильцов, может быть составлена жалоба на ТСЖ в вышестоящие инстанции.
Разберем, в каких случаях стоит прибегать к такому методу решения проблем, как правильно составлять претензию, и в какие органы ее подавать.
Основания для претензии
Товарищество собственников жилья, как и всякая организация, должна иметь свой устав. Этот документ составляется при учреждении товарищества, и полностью регламентирует его деятельность. Кроме того, обязанности ТСЖ обязательно прописываются в договоре на обслуживание, который оно заключает с каждым из собственников. Ну а самым главным документом, определяющим работу товарищества, был и остается действующий Жилищный кодекс РФ.
Жалоба на ТСЖ может быть подана в случае, если товарищество нарушает положения одного из перечисленных документов. Например:
- необоснованное завышение тарифов на коммунальные услуги;
- нецелевое расходование денежных средств;
- пренебрежение текущим ремонтом здания;
- слишком долгое устранение коммунальных аварий;
- превышение членами правления положенных им полномочий;
- некачественное выполнение обязанностей, указанных в уставе;
- самовольное принятие решений по содержанию дома.
Также причиной для претензий может стать сокрытие или непредоставление жильцам информации, которая обязана быть открытой. К этой категории относятся сметы на проведение разного рода работ по содержанию и ремонту дома, расходы товарищества, данные о предстоящих собраниях жильцов, их протоколы и результаты проведенных голосований и т.д.
Важно! В тексте жалобы необходимо будет указать не только факт правонарушения, но и статью или раздел нормативного документа, которому этот факт противоречит.
Как правильно составить претензию
В действующем российском законодательстве образец жалобы на ТСЖ, равно как и какие-либо строгие требования к этому документу, отсутствует. Поэтому изложить свои претензии любой из собственников может в свободной форме. Но при этом стоит все же придерживаться основных правил составления деловой документации.
- В шапке документа обязательно указать инстанцию, в которую подается жалоба, а также ФИО и должность сотрудника, которому она адресована.
- Также в шапке прописываются данные заявителя – ФИО и адрес. Если претензия коллективная, указываются данные всех ее авторов.
- Заголовок документа – «Претензия» или «Заявление».
- В тексте жалобы необходимо четко описать возникшую проблему, указать. Каким нормативным актам она противоречит.
- Если жалоба будет сопровождаться какими-либо документальными доказательствами (чеками, квитанциями, расчетами и т.д.), их необходимо перечислить в разделе «Приложения».
- Документ венчается подписями составителей (с расшифровкой) и датой составления.
Важно! Какие бы эмоции ни переполняли собственника, нужно постараться составить обращение строго деловым языком, без оскорблений, нецензурной лексики и угроз. В противном случае в приеме документа может быть отказано.
Порядок подачи жалобы
При возникновении претензии к председателю товарищества, либо к его правлению, необходимо в первую очередь подать обращение именно к руководству ТСЖ. Претензия составляется по общим правилам, в двух экземплярах. Один из них передается председателю или секретарю товарищества. На втором экземпляре нужно получить отметку о принятии, с датой и подписью принявшего документ сотрудника.
Иногда руководство товарищества отказывается принимать письменные претензии лично. В таком случае документ стоит отправить по почте – заказным письмом, с описью вложений и уведомлением о вручении. Квитанции об отправке, равно как и уведомление, лучше сохранить, они потребуются в дальнейшем.
Важно! Руководство ТСЖ должно рассмотреть жалобу и дать на нее ответ в течение 30 дней. Если этого не произошло, можно направлять документы в вышестоящие инстанции.
Куда жаловаться на ТСЖ
Организациями, контролирующими деятельность товариществ собственников жилья, управляющих компаний и подобных органов, являются:
- районная жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- районная прокуратура.
Написать жалобу на ТСЖ можно в адрес любой из этих инстанций. При составлении документа следует придерживаться тех же правил, что и при написании претензии в адрес ТСЖ. Более того, к жалобе в контролирующие органы необходимо будет приложить текст обращения к правлению товарищества (с отметкой о принятии, либо с почтовыми документами), а также описание реакции правления и его последующих действий.
Если на предыдущее обращение собственник получил не удовлетворивший его (либо неинформативный) ответ от ТСЖ, копию этого ответа также следует приложить к претензии.
Важно! Если подавать претензию сразу в контролирующие органы, она с большой вероятностью будет отклонена. Инстанции порекомендуют для начала решить вопрос на месте, то есть – с правлением товарищества.
Образец составления заявления в ТСЖ можно скачать здесь
Претензия составляется так же в двух экземплярах, один из которых визируется по месту приема и остается на руках у подателя. В первую очередь обращаться стоит в жилищную инспекцию своего района, и только после получения ответа оттуда – в прокуратуру. Если же имеется жалоба на председателя ТСЖ, ее необходимо подавать сразу в Роспотребнадзор, поскольку именно эта инстанция отвечает за права всех потребителей, в том числе и потребителей коммунальных услуг. В прокуратуру в данной ситуации стоит обращаться только в случае бездействия Роспотребнадзора.
Важно! Подать претензию можно не только лично, но и через интернет. Однако, в этом случае претензия потеряет свой статус. Она будет рассматриваться как обычный вопрос или обращение, и реагировать на нее будут соответственно.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Рассмотрение жалобы
Итак, куда жаловаться мы разобрались. А что произойдет после отправки претензии?
В первую очередь получатель оценит содержание документа. Если он поступил не по адресу, его перенаправят в нужную организацию. В том числе, если претензия была направлена сразу в районную жилищную инспекцию, она будет отослана на адрес ТСЖ. О перенаправлении отправителя претензии известят письменно.
В течение 30 дней контролирующая инстанция должна будет провести проверку обращения. По результатам:
- ТСЖ получает предписание устранить имеющиеся недочеты;
- в ряде случаев на товарищество накладываются штрафные санкции;
- автор претензии получает письменный ответ о проведенной проверке.
Ответ должен быть дан отправителю обращения в течение 30 дней в любом случае, даже если контролирующая организация не нашла нарушений, либо ей требуется дополнительное время на проверку.
Случается, что руководство товарищества исправило недочеты, ставшие причиной претензии в контролирующий орган уже после ее отправки. В таком случае автор жалобы может уведомить инстанции об этом и попросить прекратить рассмотрение его дела.