Россия – это страна, имеющая не только великую историю, но и великих граждан, населяющих её. Пожалуй, ни одной другой стране в мире не выпало испытать столько войн, катастроф и эпохальных событий, сколько пришлось на долю России. Огромные бескрайние просторы, миллионы километров дорог, сотни тысяч городов – всё это лишь «тело» России. А душа – это, прежде всего, люди, населяющие её. Именно они пережили разруху многочисленных войн, голодали в блокаду, выиграли Великую Отечественную. Именно граждане России, а тогда ещё Советского Союза, получали смертельную дозу радиации, участвуя в спасательных работах на Чернобыльской АЭС в далёком 1986 году. Многие из них были обречены на мучительную гибель уже в первые месяцы и годы после облучения. А те немногие, кому всё же посчастливилось выжить, получили от государства: звание героев, соответствующее удостоверение, медали, различные льготы и жилищный сертификат чернобыльцам. Поговорим о нём подробнее и разберёмся: что это за сертификат, как его получить, каковы суммы выплат по нему, и многое другое.
Чернобыльский жилищный сертификат: что это?
Этот документ предназначен для людей, потерявших здоровье в результате Чернобыльской катастрофы 1986 года. Он предназначен для героев, участвовавших в мероприятиях по ликвидации страшных последствий аварии. Жилищный сертификат чернобыльцам имеет адресную природу, он абсолютно индивидуален.
Главная его ценность заключается в том, что он даёт обладающим им гражданам законные права на разовое приобретение квартиры по субсидии от государства.
Эти права прописаны в специальном законе РФ № 1244-1, который так и называется «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По закону, в процедуре оформления и непосредственного получения этого документа, участвуют самые близкие родственники героя-чернобыльца. В узкий родственный круг входят: муж/жена, мать/отец, либо дети. Иные родственники и иждивенцы, входящие в семью, имеют право претендовать на сертификат, но исключительно через суд.
Такая субсидия предъявляет свои условия для использования:
- Чтобы купить жильё.
- Чтобы построить жильё.
- Чтобы оплатить первый ипотечный взнос.
- Чтобы погасить взятую ипотеку в том лишь случае, когда ипотечное соглашение было оформлено до субсидии.
На вопрос, куда обращаться за оформлением и получением чернобыльских субсидий, чётко отвечает правительственное постановление № 866 от 2004 года, что обращаться следует в МЧС, либо к уполномоченной для этого региональной власти.
Кто имеет право на сертификат чернобыльца?
Правительственное постановление № 153 чётко регламентирует категории граждан, имеющих право на получение данного документа. Это, прежде всего, люди, которые потеряли здоровье в атомной аварии. Люди, которые оказались в пределах опасной территории а так же непосредственные участники, ликвидировавшие страшные последствия радиации.
Чтобы получить жилищный сертификат, следует осуществить сбор и подачу необходимого пакета документов, таких как:
- Удостоверение личности.
- Заявку, заполненную по образцу, с просьбой об участии в программе субсидирования.
- Подтверждающую документацию о наличии права претендовать на жилищную субсидию чернобыльца.
- Лицевой счёт: ксерокс документа.
- Домовая книга: информация из выписки.
- Подтверждающую документацию о правах на предоставление дополнительных жилых метров.
- Подтверждающую документацию о нахождении в очереди по улучшению жилья.
- Подтверждающую документацию о наличии родственных связей заявителя с его семьёй.
Все вышеперечисленные бумаги необходимо сопроводить оригиналами. Либо они должны быть в виде копий, но с нотариальным заверением. Рассмотрение происходит в продолжение десяти дней. Потом выносится решение: будет ли включён заявитель в систему жилищной субсидии чернобыльца, или нет.
Почему могут отказать в сертификате?
К сожалению, результатом рассмотрения поданных бумаг, может стать и отрицательный ответ. Отказ можно получить в четырёх случаях:
- Если у человека отсутствуют права на чернобыльский сертификат.
- Если документы поданы в неполной комплектации.
- Если в предоставленных бумагах найдена неточность.
- Если раньше уже была получена жилищная субсидия.
В том случае, когда проблема с бумагами решаема, тогда, исправив ошибки, человек может вновь подать свой документальный пакет на рассмотрение.
Сколько платят по сертификату чернобыльца?
Система расчёта суммы субсидии основывается на показателях усреднённой цены на квартиры в конкретном муниципалитете. Таким образом, размер субсидий напрямую зависим от показателей принятых жилищных норм по метражу, и от цены квадратного метра жилья на данной региональной территории.
Конечная цифра субсидий определяется теми же представителями уполномоченных организаций, которые принимают решение о предоставлении сертификата чернобыльца.
Согласно вышесказанному, Правительственное постановление под номером 153, установило повышающий коэффициентный показатель в отношении муниципалитетов. К примеру, в Москве, он равен 1,2; Калининградская область имеет коэффициент 1,1; Красноярский край располагает коэффициентом 1,14 и др.
Стандартизация норм величины жилья вычисляется согласно конкретным показателям:
- Для одиноких людей – 32 кв.м.
- Для семьи, состоящей из двух граждан – 41 кв.м.
- Для семьи, состоящей из троих и более граждан – 17 кв.м. из расчёта на человека.
Имейте в виду! Существуют ситуации, которые обеспечивают претенденту получение субсидии на дополнительные 15 кв.м.: в случае, когда человек имеет удостоверение по инвалидности, когда гражданин является учёным, имеет научную степень, когда он является обладателем почётного звания РФ.
Приведённые выше нормативы по метражу действительны лишь при условии, что и сам претендент на сертификат, и его семья, не обладают иным жильём, как собственники.
Когда имеется жильё, полученное по соглашению социального найма, тогда это соглашение требуется аннулировать с целью освобождения прошлого жилого помещения и передачи его в руки государства. Если же человек оставляет прошлое жилище, размер которого больше 17 кв.м., в пользование себе и своей семье, тогда цифра субсидий высчитывается, исходя из принятых нормативов, но при обязательном учёте ценовой разницы имеющегося жилья и предоставляемого.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Время действия чернобыльского сертификата
Время активации данного сертификата стартует точно в день его предоставления заявителю.
Банковские организации, являясь участниками соответствующей общегосударственной компании, осуществляют приём сертификатов чернобыльца по графику.
Важно! Банки берут сертификаты лишь в течение 60 дней с момента его выпуска. При этом непосредственно для оформления процедуры купли-продажи желаемой квартиры обладателю сертификата остается всего лишь семимесячный срок.
Получили сертификат на жильё: что делать?
Сумма, которая назначается на сертификат, перечисляется по безналичному расчету в банк. Опишем алгоритм действий гражданина:
- Обладатель сертификата должен отправиться в банк, участвующий в программе по субсидированию, и открыть целевой счёт, предназначенный для субсидии.
Имейте в виду! Время, отведённое на открытие счёта для поступления субсидии — ровно 60 дней. Иные банковские операции с этой денежной массой, помимо приобретения квартиры, невозможны.
- Денежная масса поступает на открытый для этого счёт в период пяти дней после того, как банк оформит запрос в казначейство.
Важно! В случае, когда на покупку понравившегося жилья денег недостаточно, владельцу сертификата позволяется взять ипотеку в этом же банке, либо донести личные сбережения в требуемом объёме.
Соглашение с банковской организацией, участвующей в программе, необходимо заключить на весь срок действия сертификата.
Но существуют две причины, по которым он может продлиться:
- Если деньги перечислились обладателю сертификата со стороны банка с опозданием.
- Если имеет место несвоевременное оформление нового жилого помещения хозяином сертификата. Если гражданин не может осуществить регистрацию квартиры (дома) в необходимый срок, тогда банк настоятельно требует документы, свидетельствующие о состоявшейся передаче необходимых бумаг для регистрации. В этих документах указывается чёткая дата завершения процедуры регистрации и получения прав владения. Держатель сертификата должен в период 14 дней с указанной даты окончания оформления прав на собственность, предоставить банку готовые бумаги.
В том случае, когда уже готовый сертификат так и не реализовался, его можно заменить. Для этого, надо подать заявку в выдающие данный документ органы. К этой заявке следует приложить чёткое объяснение того, почему сертификат так и не реализовался. К тому же, требуется предъявить банковскую справку, подтверждающую факт о закрытии счёта, куда перечислялась субсидия. Время, отведённое законом на рассмотрение, составляет месяц.
В случае ухода из жизни хозяина сертификата, документ можно заменить. К необходимому документальному пакету надо будет добавить свидетельство о смерти и специальную, заверенную нотариусом, доверенность. Подобная доверенность обязана быть оформлена на любого прямого наследника, которому семья полностью доверяет и позволяет получить жилищный сертификат.
Какие проблемы возможны при использовании сертификата чернобыльца?
Прежде всего, реальны проблемы, связанные со свободой в выборе приобретаемого жилья. Многие полагают, что обладатели сертификатов могут покупать любое помещение, если оно им нравится. Но в реальности, в этом вопросе есть свои подводные камни:
К примеру, когда хозяин сертификата присмотрел себе жильё в недостроенном доме, то вполне даже можно внести часть денег и подписать соглашение купли-продажи. Но строительство дома может затянуться на неопределённое время, а действие сертификата ограничено всего девятью месяцами.
Также вполне возможно возникновение проблем в приобретении жилья во вторичном фонде. Дело в том, что каждый продавец своей собственности желает получить деньги незамедлительно, не дожидаясь длительной обналички сертификата. В такой ситуации есть неплохой выход из положения: можно оплатить квартиру с помощью ипотеки, как бы в счёт использования будущих денег жилищного сертификата.
Заключая соглашение о приобретении жилья, важно грамотно указывать способ оплаты. Например, самый распространённый вариант, когда часть денег вносится непосредственно в момент заключения соглашения, а оставшаяся денежная масса – когда перечисляется субсидия. Но в том случае, если соглашение купли-продажи не содержит конкретной информации о сертификате на жильё, то документ, скорее всего, банк отклонит и держатель сертификата – не получит денег.
Резюме
Человек, рисковавший своей жизнью в результате Чернобыльской катастрофы, чудом не погибший и спасший жизни других людей – это герой. Ему даётся законное право существенно улучшить свои жилищные условия: для этого гражданину гарантирован жилищный сертификат на получение субсидии.
Чтобы получить этот сертификат, необходимо собрать все требуемые бумаги, и предоставить их либо в МЧС, либо в уполномоченные для этого органы муниципалитета.
Действие данного сертификата ограничено девятью месяцами, а время для открытия банковского счёта, с целью перевода жилищной субсидии – всего двумя месяцами.
Обращаться держатель сертификата должен в банк, участвующий в государственной программе субсидирования. Там же, в случае необходимости, можно взять ипотеку на недостающую сумму.
Главное, это глобально подготавливаться к сбору документального пакета, подбору подходящего жилого помещения, и всегда помнить о сроках. Тогда покупка квартиры или дома по сертификату чернобыльца сможет сохранить Вам нервы, время и силы.